Требования, предъявляемые к уровню образования в коррекционной школе высоки, а возможности учащихся различны, в первую очередь, из-за сложности контингента в школе слепых и слабовидящих детей.
Переход на новое содержание образования, работа по новым программам и учебникам ставят перед школой сложные задачи. А так как дети с тяжелой патологией зрения также обучаются по программам общеобразовательных школ, данные задачи встают с наибольшей долей трудностей.
Научными исследованиями (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина и др.) и многолетней практикой работы нашей школы установлено, что при нарушениях зрения возникают вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей.
В связи с этим школа решает не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняет недостатки развития детей с нарушениями зрения, исправляет у них вторичные отклонения, т.е. решает коррекционные задачи.
Творческая группа учителей - дефектологов была создана в 2002 году.
Она является структурным подразделением методической службы школы.
Основная задача творческой группы – создание единого коррекционно-образовательного пространства, а также разработка оптимальных подходов к содержанию и формам коррекционно-развивающей работы.
В 2005 году творческая группа вошла в состав научно-методического Совета школы.
В школе-интернате многоуровневая система коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя:
I. Комплексную диагностику и консультирование.
-
Вновь поступающие в школу дети проходят ПМПК, которая определяет состояние здоровья детей, выявляет уровень физического, психического, личностного и социального развития детей, грамотно определяет и квалифицирует причинные взаимосвязи между первичными и вторичными нарушениями, даёт рекомендации специалистам школы по коррекцинно-развивающей работе с детьми с учётом психологических и личностных особенностей каждого из них.
-
В школе постоянно действует консилиум, который является основной формой профессионального сотрудничества в вопросах принятия квалифицированных решений, связанных с оказанием практической помощи каждому обучающемуся, обеспечивая медико-психолого-педагогическое сопровождение на протяжение всех лет обучения.
II. Медицинское направление.
В школе имеются оснащённые современным оборудованием кабинеты офтальмолога, врача-педиатра.
Медицинские работники совместно с администрацией коррекционного учреждения:
-
отвечают за охрану здоровья обучающихся, воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий;
-
контролируют соблюдение санитарно-гигиенического режима; организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического;
-
направляют свою работу на максимальную комплексную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
-
проводят медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и психотерапию;
-
ведут просветительскую работу среди обучающихся, воспитанников, их родителей, учителей и воспитателей.
III. Психологическое направление.
Занятия проводит педагог-психолог первой квалификационной категории – Желтышева Т.В.
Основная цель деятельности: определение на основе диагностики общего уровня психического и личностного развития детей, определение степени недоразвития или нарушений развития.
Задачами деятельности являются:
-
создание психолого-педагогических условий, способствующих сохранению психологического здоровья и развития ребёнка на всех этапах детства в ситуациях школьного взаимодействия
-
выявление личностных особенностей обучающихся
-
разработка комплекса мер психологической поддержки
-
проведение коррекционной работы по развитию познавательных процессов на основе сохранных анализаторов
-
осуществление психологического консультирования педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей
-
проведение профилактической работы с детьми девиантного поведения
IV. Социально-педагогическое направление.
Михайлис И. Н. - социальный педагог первой квалификационной категории.
Основная цель деятельности: реализация комплексной программы развития детей, поддержки и помощи им во внеучебное время.
Задачи деятельности:
-
профилактика и преодоление конфликтных взаимоотношений в семье и дворовых детских группах;
-
профилактика и препятствие воздействию на детей со стороны лиц криминальной направленности;
-
профилактика возникновения и развития нездоровых интересов и увлечений детей;
-
содействие в создании для детей эмоционально-благоприятной окружающей обстановки;
-
просветительская работа с родителями, вовлечение родителей к работе среди детей и подростков во внешкольное время.
V. Коррекционно-педагогическое направление.
Основная цель деятельности – обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.
Направленность коррекционной работы следующая:
1 Развитие зрительного восприятия
Занятия проводит тифлопедагог высшей квалификационной категории - Сенина Н.П.
Задачи деятельности:
-
расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования предметов
-
формирование системы сенсорных эталонов
-
развитие способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений
2 Развитие речи
Занятия проводит учитель-логопед первой квалификационной категории - Комарова И.Е.
Задачи деятельности:
-
формирование лексики и грамматического строя речи
-
коррекция звукопроизношения
-
коррекция процессов чтения и письма
-
развитие связной речи
3 Развитие осязания и тонкой моторики кисти и пальцев рук
Занятия проводит учитель-дефектолог высшей квалификационной категории - Беседина И.А.
Задачи деятельности:
-
формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира
-
развитие функциональных возможностей кисти и пальцев рук
-
обучение приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов
4 Ориентировка в пространстве
Занятия проводит тифлопедагог высшей квалификационной категории Вавилов Ю.Н.
Задачи деятельности:
-
формирование навыков ориентировки в большом и малом пространстве
-
обучение способам защиты от ушибов при столкновении с препятствиями, правилам обследования незнакомого помещения, и нахождения упавших предметов
-
обучение технике ходьбы с тростью, спуска и подъёма по лестнице, перехода улиц и дорог, правилам ходьбы с сопровождающим
5 Развитие мимики и пантомимики
Занятия проводит заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории - Петрова Г.Г.
Задачи деятельности:
-
формирование, углубление, закрепление знаний и навыков неречевых средств общения
-
обучение механизму произвольного восприятия и воспроизведения интонации, мимики и жеста
-
обучение пониманию эмоционального состояния человека по внешним неречевым проявлениям
6 Социально-бытовая ориентировка
Занятия проводит учитель трудового обучения и СБО высшей квалификационной категории - Абушаева Т.П.
Задачи деятельности:
-
совершенствование навыков ориентировки в учреждениях культурно-бытового назначения и различных видах транспорта
-
элементарная реабилитация (ведение домашнего хозяйства,без зрительного контроля, умение пользоваться бытовой техникой)
-
профессиональное самоопределение
7 Лечебная физкультура
Занятия проводит учитель ЛФК первой квалификационной категории Злобина Е. П..
Задачи деятельности:
-
физическое развитие детей
-
общее оздоровление, активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечно-связочного апарата
-
формирование двигательных умений и навыков
Приведённые выше подходы к организации коррекционно-восстановительной работы в условиях школы–интерната для детей с нарушением зрения позволили нам стать информационным центром для родителей, имеющих детей с патологией зрения, педагогов специальных дошкольных образовательных учреждений и групп, учителей общеобразовательных школ.
В рамках этой деятельности реализованы следующие направления работы:
-
Организована консалтинговая служба для родителей незрячих детей города и области
-
Изданы книги «Помоги своему ребенку» и «Подготовка незрячего дошкольника к обучению в школе»
-
Опубликованы статьи педагогов и обучающихся в журналах «Дефектология», «Сибирский учитель», «Воспитание и дополнительное образование», «Школьный вестник»
-
Дефектологами школы разработана карта психолого-педагогического сопровождения с целью составления троектории развития каждого ребенка.
-
Введен портфолио как новая форма контроля и оценки достижений обучающихся, а также оценки качества труда педагогов.