ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Охрана и укрепление здоровья детей с нарушением зрения является приоритетным направлением деятельности школы-интерната в целом и начальной школы в частности, поскольку лишь в системе здоровьесберегающей работы происходит всестороннее развитие личности.
По мнению Министерства здравоохранения, «ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся».
Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей с нарушением зрения диктует необходимость принятия неотложных мер. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, включающих обновление содержания педагогических технологий.
Осуществление программы оздоровления, реабилитации и социальной интеграции детей с патологией зрения создаёт, на наш взгляд, комплекс условий для более эффективного развития детей в условиях школы-интерната, позволяет снять перегрузки и сохранить здоровье младших школьников.
Тема исследования:
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников с нарушением зрения как необходимое условие эффективности обучения.
Основополагающие приоритеты:
-
Оздоровление – форма развития психофизиологических возможностей младшего школьника в условиях школы-интерната.
-
Индивидуально-дифференцированный подход как основное средство успешности оздоровительно - развивающей работы с детьми, имеющими патологию зрительного анализатора.
Цель эксперимента:
-
обеспечить качественное осуществление учебного процесса в школе-интернате, направленное на успешную адаптацию школьников в социуме;
-
разработать пути сохранения и укрепления здоровья учащихся начальных классов и мотивацию в условиях школы-интерната;
-
сформировать у ребёнка необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи эксперимента:
-
Изучить психолого-медико-педагогическую литературу по проблемам.
-
Обеспечить единство коррекции и реабилитации учащихся путём создания санитарно-гигиенических, психологических и дидактических условий обучения.
-
Разработать для педагогов начальной школы методические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в начальной школе.
-
Выявить наиболее эффективные организационно-педагогические формы учебного процесса.
-
Разработать индивидуальные оздоровительные и образовательные троектории, основанные на знании особенностей учащихся с ориентацией на зону ближайшего развития.
-
Подготовить рекомендации по использованию наиболее целесообразных здоровьесберегающих образовательных технологий.
-
Разработать рекомендации для родителей по организации режима и содержания здоровьесберегающей, здоровьеукрепляющей деятельности ребёнка во внеучебное время.
Мы строим свою работу, опираясь на предположение о том, что сохранение и укрепление здоровья младших школьников при стабильных результатах обучения будет успешным, если образовательный процесс будет реализовывать следующие условия:
1. Выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся с нарушением зрения (систематическое проведение диагностики здоровья детей).
2. Правильно организовывать место и время учебной деятельности:
-
проводить смену динамических поз;
-
использовать конторки;
-
создать в классах зоны отдыха для проведения фрагментов урока на ковре в позе лёжа, сидя по-турецки).
3. Применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе школы-интерната III-IV вида:
-
музыкальная зарядка перед началом учебных занятий;
-
нестандартные уроки, формы и методы обучения;
-
упражнения для глаз и развития мелкой моторики пальцев рук;
-
рифмованные физминутки на уроках;
-
уроки Здоровья;
-
регулярное проветривание классных комнат и т.п.
Гипотеза исследования:
Возможно сохранение и улучшение здоровья школьников в условиях школы-интерната, если:
1. Внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии
2. Осуществить интенсификацию учебного процесса при одновременном устранении перегрузки путём введения новых форм и способов организации обучения, включая все вышеперечисленные условия.
3. Создать единое коррекционно-реабилитационное пространство, где ребёнок сможет преодолеть собственную ущербность, избежать социальной и психологической изоляции.
4. Вести работу по устранению присущих детям-инвалидам черты амбивалентности: компенсацию социальных проявлений в поведении, знание своих достоинств и недостатков.
Ожидаемые результаты:
-
мотивация слабовидящих и незрячих младших школьников на здоровый образ жизни, продуктивное взаимодействие с окружающим социальным пространством;
-
cохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения благодаря системе интеграционной направленности медико-психолого-педагогического сопровождения;
-
сформированность общеучебных умений и навыков (чтения, письма, методов познания окружающего мира, пользования разными средствами информации, организация деятельности и др.).